Бонса́й (яп. 盆栽 букв. «растение в горшке») —
искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай». Возникло искусство в 231 году до н. э. в Китае.
История
Первые достоверные письменные источники, касающиеся
возникновения стиля бонсай, исходят из Китая и относятся к эпохе династии Тан
(VIII—X вв.), где впервые в настенной живописи появляется изображение пеньцзай
— растение, взятое из природы и затем пересаженного в горшок. Эти
растения выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько веков до
нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати.
Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава
парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало
времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими.
Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.
Стили:
Тёккан[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Формальный прямой стиль (тёккан) — в этом традиционном стиле ствол остаётся прямым, утолщаясь у корня.
Моёги [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]У дерева, выращенного в неформальном прямом стиле (моёги) ветки или ствол могут быть немного искривлены. Верхушка ствола всегда находится на прямой линии, исходящей перпендикулярно земле в том месте, где начинается корень.
Сокан [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Сокан
(«сдвоенный ствол») — представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону.
Сякан [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Наклонный стиль (сякан) отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле.
Кэнгай [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Каскад (кэнгай) имитирует рост деревьев у воды или на горах. В полном каскаде вершина дерева растёт за границей горшка и опускается значительно ниже почвы, находящейся в горшке.
Хан-кэнгай [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Хан-кэнгай — полукаскадный стиль. В полукаскаде поднимающаяся верхушка дерева остается на уровне почвы плошки.
Будзинги (стиль учёных мужей) [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]«Стиль учёных мужей» характеризуется прямым стволом дерева, с минимумом веток.
Сэкидзёдзю [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Сэкидзёдзю — «корень на камне» — дерево (часто инжир) растёт на камне. Ствол находится прямо на камне, а корни причудливо оплетают его.
Исидзуки [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Исидзуки или «растущий-на-камне» стиль схож со стилем секидзёдзю, но в этом случае корни дерева растут в расщелинах камня. Так как места для корней в этом случае немного, этот стиль используют для иллюстрации выносливости дерева.
Хокидати [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Хокидати — «Стиль метлы» — применяется на деревьях с раскидистыми ветвями. Ствол остаётся прямым, а ветки растут вокруг него примерно на 1/3 высоты дерева, вследствие чего листья образуют форму, похожую на шар.
Ёсэ Уэ [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]«Ёсэ Уэ» или группа деревьев — стиль, в котором несколько деревьев выращивают в одном горшке. Количество их может варьироваться, но почти никогда не бывает равно 4 (слово «си» — «четыре» на японском созвучно со словом «смерть»). Часто в горшок сажают деревья одного и того же вида, а красота композиции заключается в сочетании высот и возрастов этих деревьев.
Икадабуки [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Многоствольный стиль, икадабуки, отличается тем, что все стволы дерева растут из одного корня. Они формируют раскидистую крону, а самый мощный ствол образует вершину.
Агротехника
ПоливИз-за ограниченных размеров горшка с растением,
забота о бонсаи может быть довольно сложной. Глубокие контейнеры часто не
позволяют корневой системе развиваться правильно, а полив такого растения
превращается в тяжёлую работу. Различные техники полива включают
либо прямое орошение из поливочного чайника или банки, либо погружение ёмкости
с бонсаи в большую тару, наполненную водой. Некоторые виды растений могут
переносить периоды засухи, а другие требуют почти постоянного полива. Если
оставлять почву сухой или поливать слишком часто, можно получить загнившее
растение или убить его корневую систему. Солнце и ветер могут быстро высушить
почву, поэтому растения, находящиеся снаружи, нужно ежедневно проверять и
поливать при возникновении такой необходимости. Почва
вообще не должна становиться сухой, даже на короткий срок. Часть используемых в
бонсаи растений никак не показывают недостаток воды в почве, оставаясь зелёными
даже когда их корневая система полностью уничтожена.
Поддержание влажности воздухаДля поддержания необходимого уровня влажности
растения опрыскивают несколько раз в день, при этом с листьев смываются
частички пыли.
Часто для имитации травы поверхность почвы покрывают
мхом, который требует ежедневного опрыскивания и хорошей влажности воздуха.
ПересадкаБонсай обычно
пересаживают примерно раз в два года весной, как раз перед тем, как они начнут
сокодвижение после зимней «спячки». Чем моложе растение, тем чаще его
пересаживают. Это предотвращает обрастание корней вокруг горшка изнутри и
провоцирует рост.
При пересадке часть корней подрезается.
Так же пересадка — необходимое средство при загнивании
корней. Растение извлекают из плошки, осматривают поврежденные корни и удаляют
их.
ФормированиеДля уменьшения размера дерева существуют различные методы.
Сезонная подрезка часто является залогом успеха, однако если сделать её
неумело, можно погубить дерево. Большинство применимых в бонсаё видов деревьев
могут быть деформированы с помощью медной или алюминиевой проволоки. Некоторые
деревья не поддаются такому формированию, их вид изменяют главным образом с
помощью подрезок. Чтобы создать видимость старого дерева, иногда используют
мёртвые деревья, «дзин» и «сяри». Их получают, отрезая ветку от ствола живого
дерева и сдирая кору со всего ствола или частично (сяри), создавая видимость
естественных шрамов на дереве. Эти методы должны быть использованы с большой
осторожностью, потому что такие действия могут привести к заражению дерева.
Также нельзя сдирать цельное кольцо коры со ствола, иначе в дереве нарушится
сокодвижение.
ПеревязкаЛигатура — проволока, с помощью которой побегам придают
необходимое направление. Перевязка деревьев — один из самых сильных способов
управления формой дерева. Лучшее время для перевязки — весна и осень. Иногда к ветвям подвешивают груз для создания изгибов и узлов и эффекта старости. Хотя перевязка проволокой осуществляется весьма туго, в дерево проволока ни в коем случае врасти не должна. Снимают проволоку, разрезая её на мелкие кусочки, а не просто раскручивая.
Толщина проволоки должна быть пропорциональна толщине ветки. Вместо очень толстой проволоки можно использовать пару скрученных проволочек потоньше. Нельзя допускать скрещивания проволоки. Лучше постепенно оплетать ствол снизу вверх в течение нескольких месяцев.
ОбрезкаОбрезка является необходимым способом формирования
бонсай. С её помощью решают несколько задач: уменьшают размер растения,
формируют расположения скелетных ветвей, стимулируют рост новых побегов.
Можно выделить несколько видов обрезки.
- Формирующая обрезка — вырезка крупных скелетных
ветвей, усечение ствола, формирующие «основу» дерева
- Подрезка веток уменьшает их длину и стимулирует
образование новых точек роста, стимулирует ветление.
- Стрижка побегов формирует очертание кроны растения
- Прищипка (пинцирование) служит для ограничения роста
побега
- Обрезка листьев (дефолиация) служит для обновления кроны,
при этом количество листьев увеличивается и уменьшается их размер - Подрезка корней необходима для обновления и формирования
корневой системы
Формирование толщины стволаДля придания растению пропорций взрослого дерева необходима
достаточная толщина ствола, получение толстого ствола — одна из самых
распространённых задач при создании бонсай. Существуют следующие методы:
- Сращивание нескольких растнеий, при этом могут быть
сняты участки коры и стволики сплетены в жгут или косичку. Это особенно
применимо к гибким растениям с толстой корой, например, фикусам.
- Интенсивная агротехника
- Прививка на взрослое растение новых веток
- Поэтапная обрезка
Расположение и зимовкаНекоторые деревья требуют особой защиты зимой, и
интенсивность техник, используемых в холодное время, зависит прежде всего от
того, насколько дерево адаптировано к климату. Если у растения есть период
спячки, то ни в коем случае нельзя её прерывать, особенно у лиственных растений. Чтобы уберечь растение от холода снаружи, его можно поместить в дополнительную ёмкость или покрыть землю в горшке слоем перегноя, доходящим до первой ветви.
Вопреки общественному мнению, бонсаи может стоять и
внутри дома, если получает достаточно света. Клён или сосна могут расти и
снаружи, и в помещении, однако у них есть период сна. Многие деревья нужно
сначала растить в комнате, а потом перенести в сад. Японская чёрная сосна и некоторые другие виды, являясь наружными деревьями, могут выжить в комнате, хотя их лучше помещать в холодную комнату или даже в особый
холодильник. Чтобы убедиться в правильности положения дерева, нужно проследить за освещённостью и условиями в холодный сезон. Для обеспечения этого частоможно просто открыть окно, но не в случае проживания в очень холодных местностях. На самом деле нет полностью «внешних» деревьев. Все
холодоустойчивые деревья, после помещения их в тепло, акклиматизируются через некоторое время.
Почва и горшокНекоторые любители используют только неорганические почвы, другие — обычные, третьи — обильно удобряют землю реагентами, и все эти техники имеют право на существование. Все почвы для бонсаи должны быть лёгкими и пропускать воду, чаще всего берут смесь на основе
гравия, керамических черепков, коры, грубого песка, вулканической глиняно-пемзовой почвы или кокса.
У каждого горшка должны быть дренажные отверстия,
чтобы лишняя вода могла просочиться в поддон. Каждое такое отверстие должно
быть прикрыто керамическим черепком или кусочком пластика, во избежание
высыпания почвы. В бонсай применяют глазурованные (блестящие) и
неглазурованные, разноцветные или гладкие горшки. Для более формальных
композиций выбирают остроугольные прямые контейнеры; для вечнозелёных деревьев
— неглазурованные. Важно, чтобы цвет горшка подходил к цвету растения.
Гончарная индустрия развита по всему миру, однако выделяют особо искушённых в этом искусстве мастеров древнего Китая и Японии, чьи горшки собирают коллекционеры. Хотя коллекционеры также высоко оценивают горшки европейских мастеров, например, Байрона Олбрайта и Гордона Даффета.
Источники материала для бонсай
- Покупка готового бонсай в магазине или питомнике
- Выкапывание и пересадка дикорастущего дерева из природы
- Черенкование
- Посев семенами
- Воздушные отводки